МАОУ «Начальная школа – детский сад № 152 для слабовидящих обучающихся» г.Перми

адрес: г. Пермь ул. Закамская, 52а
тел/факс: +7 (342) 282-87-06
E-mail: school.cad152@gmail.com

Информационно-образовательные ресурсы:


www.kontroluslug.permkrai.ru

Международный информационный центр  "Новости России"
http://www.kremlinrus.ru/

Официальный сайт министерства образования и науки РФ
www.mon.gov.ru

Сайт Министерства образования и науки РФ по Пермскому краю:
minobr.permkrai.ru

Федеральный портал "Российские образование"
www.window.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.scool-collection.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
www.fcior.edu.ru

Единый портал
permedu.ru

Начальная школа

О приеме в начальную школу

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" №32 от 22 января 2014г.

Образовательные программы начальной школы

Предметы в соответствии с учебным планом Программа, автор Учебники
Обучение грамоте (1 класс) Обучение грамоте, авт. В.Г. Горецкий «Азбука» В.Г.Горецкого и др. (обучение чтению); «Литературное чтение» (авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградская): 1класс.
Письмо(1 класс) Обучение грамоте, авт. В.Г. Горецкий Русский язык, авт. В.П. Канакина. «Прописи» Н.А. Федосовой, В.Г.Горецкого (обучение письму). Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык:: 1класс.
Русский язык (2-4 класс) Русский язык, авт. В.П. Канакина, В.Г.Горецкий Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 2класс: В 2 ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык:: 3 класс: В 2 ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 4 класс: В 2 ч
Чтение (2-4 класс) Литературное чтение, авт. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова «Литературное чтение» (авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградская) 2класс: В 2 ч. «Литературное чтение» (авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградская) 3класс: В 2 ч. «Литературное чтение» (авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградская): 4класс: В 2 ч.
Математика (1-4 класс) Математика, авт. М.И.Моро, Ю.М.Колягин, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. «Математика» 1 кл. в 2-х ч.
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. «Математика» 2 кл. в 2-х ч.
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. «Математика» 3 кл. в 2-х ч.
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. «Математика» 4 кл. в 2-х ч.
Окружающий мир (1-4 класс) Окружающий мир, авт. А.А.Плешаков Плешаков А.А. «Окружающий мир» 1 кл. в 2-х ч.
Плешаков А.А. «Окружающий мир» 2 кл. в 2-х ч.
Плешаков А.А. «Окружающий ми». 3 кл. в 2-х ч.
4. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. «Окружающий мир» 4 кл. в 2-х ч.
Изобразительное искусство (1-4 класс) Изобразительное искусство, авт.Б.М. Неменский, Л.А.Неменская, Е.И.Коротеева, Н.А.Горяева идр. Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.). «Изобразительное искусство» 1 кл.
Коротеева Е.И. (под ред. Неменского Б.М.). «Изобразительное искусство» 2 кл.
Горяева Н.А. (под ред. Неменского Б.М.). «Изобразительное искусство» 3 кл. Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.). «Изобразительное искусство» 4 кл.
Музыка и пение (1-4 класс) Музыка, авт. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка» 1 кл.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка» 2 кл.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка» 3 кл.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка» 4 кл.
Физическая культура (1-4 класс) Физическая культура, авт В.И.Лях и др Лях В.И. «Физическая культура» 1-4 кл.
Трудовое обучение (1-4 класс) Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. «Технология» 1 кл.
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. «Технология» 2 кл.
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. «Технология» 3 кл.
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. и др. «Технология» 4 кл.
Основы безопасности жизнедеятельности Основы безопасности жизнедеятельности, авт. Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова. Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова «Основы безопасности жизнедеятельности» 1 класс Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова «Основы безопасности жизнедеятельности» 2 класс Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова «Основы безопасности жизнедеятельности» 3-4 класс
Основы религиозных культур и светской этики Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики, авт: Т. Д. Шапошникова, А.А. Шемшурин, К. В. Савченко. А. А. Шемшурин и др. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики. 4 класс»
Английский язык Программа курса обучения английскому языку,авт.М.З.Биболетова М.З Биболетова и др «Enjoy English», 2 клас М.З Биболетова и др «Enjoy English», 3 класс с М.З Биболетова и др «Enjoy English», 4 класс
Согласно действующей лицензии в МАОУ «Начальная школа-детский сад №152 для слабовидящих обучающихся" г. Перми реализуются программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида для слабовидящих детей (ясли-сад-начальная школа) под редакцией Л.А.Плаксиной

Реализуемые образовательные программы соответствуют виду общеобразовательного учреждения (специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад. Полнота реализации образовательных программ обеспечивается учебным планом 1-4 классов, который составлен на основании следующих нормативных документов:

- Закона Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции);
- Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997г.)
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373)
- приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"
- приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"
- федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год (утверждены приказом Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885)
- СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189)
- примерной основной образовательной программы начального общего образования. приказ МО РФ № 29/2065-п от 10.04.2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных коррекционных образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», инструктивное письмо МО № 48, от 04.09.97 г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов».
-Министерство образования РФ «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития» № 29/1967/03 от 17.06.2003 года (Сборник нормативных документов «Обучение детей с отклонениями в развитии». Департамент образования Пермской области. Пермь 2004 год).

В структуре учебного плана предусмотрены общеобразовательные курсы, трудовая и коррекционная подготовка, что обеспечивает выполнение федерального государственного образовательного стандарта, первоначальное формирование основных сторон личности (познавательной культуры, коммуникативной культуры, нравственной культуры, эстетической культуры, трудовой культуры и физической культуры). Каждый общеобразовательный и коррекционный курс на ступени начального общего образования своим содержанием подготавливает обучающихся к переходу на следующую ступень общего образования, реализует задачи по коррекции недостатков развития обучающихся и компенсации их нарушенных функций.

Учитывая недостаточность зрительной перцепции при значительном снижении зрения и непосредственно связанные с этим особенности в развитии слабовидящих детей (ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире к началу школьного обучения, недостатки в развитии моторики, речи, меньшая познавательная активность, замедленность и неточность зрительного восприятия, недостатки в развитии личности и др.), а также опыт коррекционно-компенсаторной направленности их обучения, в базисный учебный план общего начального образования включены коррекционные курсы: охрана и развитие слабого зрения, коррекция недостатков развития (мелкой моторики рук, осязания, мимики, и пантомимики) социально-бытовая и пространственная ориентировка, ЛФК, ритмика. В структуре Федерального базисного плана выделяются: инвариантная часть и вариативная часть Инвариантная часть обеспечивает получение слабовидящими обучающимися начального общего образования, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам, социальную адаптацию на основе развития у обучающихся компенсаторных механизмов в условиях специальной коррекционной работы.

Вариативная часть позволяет учитывать индивидуальные зрительные, возрастные психофизические и личностные особенности обучающихся (способности, активность, интересы и склонности и др.).

В Федеральном базисном плане обе части представлены тремя видами занятий в разной их комбинации – групповые, подгрупповые и индивидуальные.

Обязательные групповые занятия (уроки) с обучающимися каждого класса по предметам общеобразовательных курсов: обучение грамоте, письмо, чтение, русский язык, английский язык, математика, окружающий мир, природоведение, изобразительное искусство, музыка, физкультура, трудовое обучение.

Обязательные подгрупповые и индивидуальные занятия – по коррекции недостатков психофизического развития (мимики, пантомимики и др.), предметно- практической деятельности, по развитию осязания, мелкой моторики рук, социально-бытовой и пространственной ориентировки: лечебная физкультура(1 – 4 класс), ритмика (1–4 класс), предметно- практическая деятельность (2-4 класс), развитие осязания и мелкой моторики (1- 4 класс), социально- бытовая ориентировка (1-4 класс). Один из двух часов, предусмотренный базисным учебным планом в каждом классе на развитие мимики и пантомимики, добавлен в часы лечебной физкультуры (ЛФК). Оставшийся час из курса отводится на развитие познавательных способностей учащихся. Один час школьного компонента, предусматривающий изучение обязательного предмета по выбору, в 1 классе добавляется на изучение предмета «Окружающий мир», 2-4 класс изучают иностранный язык (английский).

В целях расширения образовательного уровня, что является необходимым условием конкурентоспособности, интеграции и социальной адаптации учащихся школы, в учебный план введён предмет « Основы религиозной культуры и светской этики» (4 класс): 1 час за счет предметно-практической деятельности.

С целью формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретению ими навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях в учебный план введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет курса «Социально-бытовая ориентировка» (1-4 класс,1час).

Все общеобразовательные и коррекционные курсы подкрепляют и дополняют друг друга и направлены на комплексный учебно-воспитательный процесс, обеспечивающий:

стимуляцию сенсорно-перцептивной деятельности (развитие всех форм восприятия);
развитие моторики и способов обследования и изготовления реальных предметов и их изображений, моделей;
развитие социально-бытовой ориентировки; развитие мимики и пантомимики; активизация социальных потребностей и развитие умений работать самостоятельно и в различных объединениях;
развитие познавательной активности и познавательных интересов;
развитие эмоционально-волевой сферы и положительных качеств личности.

За основу осуществления данного учебного плана взяты программы специальных (коррекционных) ОУ IV вида (для слабовидящих детей), «Детский сад – начальная школа», утверждённых МО РФ в 1997 г.

Составители программ:
Русский язык (Р.Д. Максютова)
Математика (В.З. Денискина)
Ознакомление с окружающим миром (Б.К. Тупоногов)
Природоведение (Б.К. Тупоногов)
Изобразительное искусство (Л.И. Плаксина, В.А. Бельмер)
Физкультура (Л.И. Плаксина, Б.В. Сермеев)
Трудовое обучение (Л.И. Плаксина, В.З. Денискина)
«Ритмика» (Л.И.Плаксина, В.А.Кручинин)
«Лечебная физкультура» (Л.И.Плаксина, Б.В.Сермеев)
«Развитие зрительного восприятия» Л.П.Григорьева

Так как программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) не обеспечена специальными учебными изданиями и в федеральном перечне учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год отсутствует список учебников для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида, то её реализация идёт через программы УМК «Школа России»(1-4 кл.), содержание которых максимально соответствует программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей). По всем предметам учебного плана разработаны календарно-тематические планы, содержание которых соответствует реализуемым программам.
© МАОУ "Начальная школа - детский сад №152 для слабовидящих обучающихся...